Современная женщина в обществе, семье и Интернете
Подписаться на RSS
Вкусная халява

Как научить читать маленького ребенка

Как научить читать маленького ребенка

Давно прошли те времена, когда ребенок осваивал грамоту, только придя в школу. Сегодня программа начальной школы, хоть педагоги и не говорят об этом прямо, подразумевает, что первоклассник, если и не читает бегло, то хотя бы знает буквы и владеет устным счетом в пределах десятка. Поэтому для многих родителей вопрос, как научить ребенка читать до школы, стоит достаточно остро.

В век быстро развивающихся технологий и технического прогресса и,  в связи с этим,  все увеличивающимся объемом школьной программы, раннее развитие детей – не только личные амбиции родителей, но и веление времени. Чтобы первоклассник хорошо усваивал школьную программу, он должен уметь читать хотя бы по слогам уже до школы, тем более, что научить читать маленького ребенка совсем несложно, каким бы странным это ни казалось – гораздо легче, чем первоклассника-семилетку.

Есть и другие основания, чтобы начать обучение чтению дошкольника: как только он самостоятельно станет читать, для Вас раз и навсегда решится проблема, как успокоить не в меру расшалившегося ребенка, и как оставить малыша без присмотра, пока вы занимаетесь домашними делами. Уж поверьте опыту трижды мамы и трижды бабушки! :) даже дети до года проявляют интерес к чтению. Не давайте угаснуть этому интересу!

Научить ребенка читать по слогам очень просто, желание учиться и познавать новое лежит в особой восприимчивости малыша ко всему новому: именно в возрасте 2,5 – 3 лет у него обостренное восприятие окружающего мира, жажда познания. Припомните, сколько раз он произносит свое знаменитое «почему?» в течение дня, и у вас не останется сомнений в его способности научиться быстро читать уже к 3-4 годам.

С чего же начать обучение чтению дошкольника? Казалось бы, простой вопрос, но ответить на него можно по-разному.

Существует несколько методик обучения раннему чтению. По одной из них обучение чтению дошкольников начинается с традиционного запоминания букв алфавита по картинкам, кубикам, наборной азбуке на магнитной доске и т. п. – главное условие, чтобы буквы и картинки были четкие, крупные, классического «печатного» изображения. Именно по такой методике обычно и проводят родители обучение чтению своих малышей-дошкольников, начиная с самого раннего (сразу после года) возраста и до самой школы, где обучение чтению ведется по такой же методике. желание читать как большой ускоряет процесс обучения чтению

В такой методике есть и свои плюсы, и свои минусы: ребенок, даже самый маленький, очень быстро запоминает буквы и, даже еще не умея хорошо говорить, с удовольствием показывает нужные. Только не забывайте, что надолго сосредотачивать свое внимание он еще не умеет, поэтому занятия не должны превышать 10 – 15 минут за «один подход». Количество «уроков» в течение дня может быть самое разное – это зависит, в первую очередь, от усидчивости ребенка и от его желания «играть» с буквами и картинками. Некоторые дети, например, предпочитают щумные игры, другие могут надолго оставаться наедине с книжками, кубиками, большими пластмассовыми буквами, на первый взгляд, бездумно перекладывая их, меняя местами. И в том, и в другом случае полезно как бы мимоходом, не заостряя особого внимания на вопросе, спросить: а какая это буква? А какая это картинка? И ничего страшного, если не ответит: ответьте сами, у ребенка все равно отложится в памяти нужное знание.

Чтобы ребенок не отвлекался, методисты начального обучения советуют воспользоваться обычным листом белой бумаги, в котором прорезаны окошечки. Лист закрывает все, отвлекающее в данный момент, от чтения, а в окошечке же видны только нужные буквы, слоги и слова. Кстати, если проявить фантазию, то можно сделать это окошечко с изменяющимися размерами.

Судя по моему «шестикратному» опыту, самое сложное – научить малыша соединять буквы в слоги: ведь у маленького человека познание мира идет от частного – к общему. Он никак не может понять, почему две буквы в слоге звучат совсем не так, как по отдельности. «Рекорд» по переходу от отдельных букв к слогам побил мой старший сын: усвоив в 1,5 года весь алфавит, читать уверенно слоги он начал только в 2,5 года. То есть, целый год он просто перечислял буквы, которые попадались ему на глаза. Зато потом – просто лавинообразное улучшение техники чтения: в течение месяца он уже начал читать, легко соединяя не только буквы в слоги, но и слоги в слова. Видимо, в один прекрасный момент его просто «озарило», а база была уже подготовлена. малыш читает с удовоьствием

Я знаю, о чем вы сейчас подумали, дорогие читатели: такого просто не может быть, чтобы в 1,5 года ребенок знал буквы, читал в 2,5…Да ведь в этом возрасте ребятишки не только читать – говорить еще не все могут! Да, говорить могут не все, а думают уже все! И запоминают просто с лету! Согласитесь, пока малыш знакомится с окружающим его миром, ему все равно, что запоминать: названия предметов или названия букв! Да, поначалу назвать букву ребенок не в силах, но он уверенно тянет пальчик именно к той букве, которую вы попросите его показать! Кстати, тот ребенок, который рано начинает проговаривать буквы, и говорить начинает рано!

Другие мои дети (дочки) преодолели этот барьер легко и незаметно, просто, глядя на брата, который был готов с книжкой даже спать, они незаметно для меня выучили все буквы, а потом сразу перешли к слитному чтению. Особенно удивила дочка, когда, придя из садика (в 3 года), предложила нам почитать сказку про Красную Шапочку. И ведь стала читать, причем, достаточно бегло, хотя всего неделей раньше читала только странички из букваря (мама мыла раму, Саша ел сыр и т.п.).

Младшую дочь учили читать по другой методике: ее не учили запоминать буквы, ей просто показывали слоги и старались подбирать слова, где эти слоги встречаются. Да, слогов больше, чем букв, их образующих, но у ребенка зрительная память развивается гораздо быстрее, чем способность к анализированию и обобщению. обучение чтению по кубикамМалыш просто зрительно запоминает слоги, а слоги очень легко складывает потом в слова. В этом методе обучения чтению дошкольников кроются свои «подводные камни»: запоминая слово «на взгляд», ребенку достаточно трудно бывает выделить отдельные буквы. Но, к счастью, времени до школы, где нужно будет делать словоанализ, еще достаточно много, и ребенок успевает выучить отдельные буквы гораздо раньше, чем это может понадобиться для фонетического разбора слова.  :-D

Ну, вот, дети выросли, любовь к чтению у них не ослабла, все трое не испытывали проблем с обучением, и вполне грамотны. Теперь подросли внуки.

К сожалению, испытать свои методики раннего развития детей на старшем внуке мне не пришлось – он родился и рос в доме другой бабушки, а к нам только приходил в гости. В чужой монастырь со своим уставом не лезут, поэтому малыша я не «напрягала», и он пошел в школу «как все», лишь только начав осваивать алфавит.

карточки для чтения помогают быстрее освоить грамотуКогда родители захотели научить ребенка читать по слогам, они столкнулись с трудностями запоминания букв, соединения их в слоги – в общем, со всем тем, с чем сталкиваются учителя начальных классов и родители первоклассников. Что явилось причиной этих трудностей: слишком «большой» возраст для легкого запоминания (6 лет), или просто особенности слишком подвижного характера ребенка? Искренне надеюсь, что наш первоклассник быстро «догонит» в скорочтении своих читающих одноклассников.

А вот два других внука живут с нами, поэтому неугомонная бабушка и тут вовсю применяет свою методику раннего развития детей.   :-D

Внуку 2г10мес, он начал читать по слогам, и количество уроков в день зависит лишь от свободного времени бабушки, а не от желания внука научиться быстро читать. Малыш, несмотря на свою гиперактивность (этот диагноз в отношении маленьких детей сегодня уже стал обычным в педиатрии и дошкольной педагогике), с удовольствием учится чтению, подолгу рассматривая буквари и книжки и пытаясь самостоятельно читать.

А маленькой внучке 1г8мес, и она с удовольствием учит буквы. Не все из тех букв, что уже выучила, она может произнести, но с уверенностью показывает их на электронной азбуке, выбирает из кучки среди других  полиэтиленовых букв, находит их в книжках. Кстати, с того времени, как ее стали обучать чтению (месяц назад), и говорить стала гораздо лучше.

Так что, дорогие читатели – родители и другие родственники ваших любознательных малышей, решать вам, заслуживает ли внимания моя статья и мой опыт раннего развития детей и обучения чтению дошкольников!

О том, как мы учились считать, я напишу в других статьях, так что не забудьте подписаться на обновления блога!

А это видео – Урок с детьми 3-5 лет по программе “Раннее развитие детей” в московском клубе “Содружество”. Как видите, программа обучения чтению дошкольников несколько отличается от всем привычной школьной программы, но она явно пришлась по вкусу маленьким ученикам!

С уважением Ваша Надежда
Вам ведь не трудно нажать на кнопочку, чтобы поделиться своим впечатлением о статье со своими друзьями в соц. сетях? Им это может быть интересно, а мне - приятно! :)
Хочешь быть в курсе обновлений блога?
Впиши свой E-mail и получай новые статьи на почту!
Или просто подпишитесь
23 комментария: «Как научить читать маленького ребенка»
  1. Катерина

    согласна-согласна!!! моя старшенькая в 1,8 знала не только весь алфавит, но и слоги узнавала ( причиной этому было отстутствие карточек с 1 буквой и наличие с 2), а в два она уже не только читала по русски, но и начала заниматься английским- мы уговорили педагога попробовать, потому как болтала она на русском чистейше! а к 4 вообще начала переводить на слух- мы брали мультики без перевода- с русскими субтитрами, чтоб следить за правильностью её перевода

    Ответить
  2. Надежда Орехова

    Поздравляю, Катерина, и Вас, и вашу старшенькую! Ну, конечно, это возможно! Я нисколько в этом не сомневалась! Жаль, что не все родители этому верят. А зря!

    Ответить
  3. Катерина

    Все дело в том, что нашей школе ТАКИЕ дети не нужны!!! Когда она поступала, её результаты были лучшими- при конкурсе 4 человека на место!!! 50 слов в минуту скорость. Ни в садик, ни в предшколу она не ходила. В 5 лет получила разряд по художественной гимнастике, физически тоже была подготовлена на 150%
    В результате мы имеем, что ребенку отбили охоту учиться, с 6 класса еле тянет на 4… Никакой мотивации. В общем, младших дочь и сына я решила не трогать, пусть будут обычными- вундеркинда мне и одного хватило…К сожалению…

    Ответить
  4. Оксана

    Отличный материал.спасибо)Моя козявка после года стала спрашивать:”то тие?”,глядя на буквы.В результате в полтора весь алфавит и назывался,и показывался(по звукам).Сейчас нам 2 и 7 мес,предлагаю слоговое чтение-ну т.е. просто показываю,пишу-читаю их-как обычно)Не настаиваю,просто поддерживаю интерес.Но пока не идет у нее,заметила что-то похожее на Домана-запоминание и узнавание слова в целом.Как пойдет,собственно,так и будет)поддерживаю вас целиком-ребенок просто невероятных возможностей существо!))))

    Ответить
  5. Сандра

    Надежда, я научилась читать в два с половиной. Я очень признательна, что мне сумели привить любовь к книге и чтению.Это подарило мне т. н. “врожденную грамотность”. В школе всегда опережала сверстников. И то)пошла в школу с семилетками в шесть. Своего ребенка непременно буду учить читать как можно раньше)Спасибо за такие ценные советы)

    Ответить
    • Надежда Орехова

      Моя младшая внучка (1г 9 мес) с легкостью узнает многие буквы, с интересом читает слоги из них. За последнее время и говорить стала гораздо лучше. Учите ребенка читать рано – точно, не прогадаете!

      Ответить
  6. Надежда

    Хорошая статья

    Ответить
  7. Нина

    надо же, а в моей практике и окружении еще не встречалось, чтоб даже в три года ребенок знал алфавит весь… Из моих детей – младший наверно самый умный)), не я, а он первый постоянно пытается меня учить буквам и всему вообще))

    Ответить
  8. Катерина

    а вообще есть целая методика- книги американского нейрохирурга Гленна Домана- “Как вырастить ребенка гением! и “Как вырастить ребенка физически совершенным” и другие- все посвящены методикам раннего развития. Он работает с детками, которые перенесли сложные травмы головы в младенчестве. Его пациенты плавают, играют на скрипке, говорят по-японски, получают разряды по гимнастике- и все это в три-пять лет! И он обращается к родителям : если это можно сделать с больными детками, то представляете, на что способны здоровые!!! Ну вот, полностью я занималась только со старшенькой- уже выше писала, вторая девочка у меня родилась с осложнениями- в очень смягченном виде диагноз звучал так: органическое поражение головного мозга и центральной нервной системы- т.е. механической травмы не было…но поражение было- сказали- интеллект не сохранен. Мне удалось её вытянуть. скорее не благодаря врачам, а вопреки…не могу сказать, что я кому-то кроме мамы моей благодарна- она одна меня во всем поддерживала. Девочка моя учится даже лучше старшей- которая вундеркинд. Ещё у меня все трое плавают с рождения, занималась с ними по методике Чарковского и того же Домана. У Домана есть описание, как и что сделать- обучение чтению с 6 месяцев по карточкам. Как говорит и автор данной статьи- Надежда- детей легче обучить чтению полностью словами, чем по буквам…Просто они в силу своей гениальности все же умудряются научиться читать даже таким идиотским способом, который изобрели взрослые. Мой сын уже во всю складывал и отнимал в пределах двух десятков в уме, совершенно не зная порядкового счета и цифр как таковых  когда кто-то его спросил, умеет ли он считать. Дитя радостно ответило что “ДА”, ожидая, что его попросят что-то сложить, а от него оказывается ждали банального “раз-два-три-четыре-пять”…А я так не умею- огорченно вздохнул он…”умный” взрослый еще и пристыдить попытался- типа “нехорошо обманывать”…

    Ответить
    • Надежда Орехова

      Катерина – я просто в восхищении от Вашей стойкости и целеустремленности! Вы – умница и героическая женщина! Вот написала так и подумала: а ведь я не права! Разве мы восхищаемся солнцем, за то, что оно греет? Разве мы восхищаемся тягловой лошадью, за то, что она тянет тяжелые грузы? Разве благодарим воздух, зеленую траву? Так и в Вашем случае: просто Вы – настоящая мама, которая растит своих детей не в слепой любви, а помогая им почувствовать себя полноценными, развивая их интеллект, и именно так, как это нужно и понятно ребенку, а не “умному” взрослому. Сейчас моей младшей внучке 2г2мес, и она с удовольствием читает и “карточки” – слоги, и отдельные буквы. Просто ее никто не напрягает, заставляя учиться “через силу”, и результат превосходит все ожидания. И внук (3г4мес) тоже с удовольствием читает по карточкам. И уже по улицам или в транспорте ищет, что бы такое прочитать. А говорят, по карточкам учить неправильно, потому что дети потом не смогут буквы отдельные различать. Все умеют, и все различают! Просто если принять эту методику, нужно перестраивать всю методику обучения в школе – ведь они несовместимы!

      Ответить
  9. Катерина

    вот и я о том-же выше писала- нашей школе такие дети не нужны! Очень жалко, что мои усилия со старшенькой пропали даром! Она сейчас в 8 классе, учится на тройки и никакого стимула- отбили все желание еще в начальной школе… Я даже сомневаюсь, пойдет ли она в институт…Но может в центральных городах в России есть альтернативные школы? Мы-то живем в провинциальном городке в Казахстане. Алматы и Астана нам и не снились- там учатся детки, которые потом поступают в Гарвард и Сорбонну…а нам в лучшем случае Караганда светит

    Ответить
    • Надежда Орехова

      Катерина – а вот тут ВЫ не правы! Если Вы привили ребенку любовь к учению, сознание того, что интеллект – первичен, а физическая сила – вторична, а главное – что быть умным – престижно, и учится ребенок для себя, а не для мамы, папы и т.п.,- то абсолютно никакой разницы нет, в какой школе учится Ваш ребенок. Даже в самом-самом престижном ВУЗе всегда есть какая-то часть мест, оставленная для “обычных” абитуриентов, со стороны.
      Мои дети “болтались” с нами по стране, за своим папой-офицером, учились то в сельской, то железнодорожной школе – но качество полученных знаний ниже не стало – они много учились самостоятельно. И в университеты и институты поступали самостоятельно: компьютерщики-математики, музыканты. Не слушайте никого, что “без денег” поступить невозможно. Возможно! Тот, кто распространяет такое мнение, все еще живет прежними, “совковыми” понятиями, что с аттестатом на “3″ можно “пристроиться” в институт. Если сегодняшний абитуриент сдает на 4 и 5, он обязательно поступает.
      Вы посмотрите, какую панику развели вокруг ЕГЭ по русскому! Дескать, сдать его абсолютно невозможно! Да просто писать надо грамотно! Пробовала я сама сдавать по программам прошлого года – и с первого захода, и со второго, и с третьего – сдала на 5. Заметьте, без подготовки! И не потому, что я какой-нибудь специалист-филолог, а просто потому, что учили меня в школе, а не натаскивали, и пишу я грамотно. Так вот, точно такие же Митрофанушки говорят и о том, что бесплатно поступить в институт невозможно. Не слушайте никого, настраивайтесь сами и настраивайте своих детей. Удачи!

      Ответить
  10. Катерина

    так нам русский сократили- до 2 часов в неделю!!! а казахский ТАК преподают, что теперь наши дети не знают ни того, ни другого!!! Спасают бабушки-литераторы :-)

    Ответить
  11. Лариса

    Моему сыну 5 лет, буквы знает давно, и даже в слоги складывает, но вот объединять слоги не всегда у него получается, но с такой тягой к познаниям, думаю очень скоро начнет читать. Жаль что начали учить чтению не так рано как описано в статье.
     

    Ответить
    • Надежда Орехова

      Лариса, не переживайте, главное, что он учится с удовольствием. Процесс перехода от букв к слогам обычно самый сложный. Потом его вдруг “осенит”, и он начнет читать. Вы только не прекращайте заниматься, в то в этом возрасте дети не только быстро запоминают, но и забывают тоже быстро :)

      Ответить
  12. Эля

    Проблема научить ребенка читать касается всех семей без исключения. Меня с сыном она тоже не обошла стороной. Ой, сколько же было нервов и расстройства! Мы перепробовали очень много методик, но как говориться все без толку. Мучились до тех пор, пока мне случайно на сайте беби.ру на глаза не попала статья где одна из мам рассказала про стой опыт обучения ребенка. Там все настолько просто и доступно описано, что я решила попробовать. Вы не представляете каково было мое удивление когда сын спокойно сидел и мы с ним занимались по описанной методике. Сейчас он уже хорошо читает, за что спасибо девочкам с беби.ру. Тем же кто до сих пот мучается вопросом как учить малыша читать могу только посоветовать эту статью http://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/4955065/ . Попробуйте, не пожалеете!

    Ответить
    • Надежда Орехова

      Эля, спасибо за ссылку! Надеюсь, она многим поможет научить читать маленького ребенка!

      Ответить
  13. Виктор

    Очень интересно пишите Надежда. Невольно окунаешься в детство. Я помню как в детстве складывал слова на магнитной доске. Для меня это было увлекательно, поскольку еще приходилось выкладывать слова на доску.

    Помню когда меня с братом обучали алфавиту то как правило под каждую подбирали подходящие слова. Метод с картинками не применялся :)

    Все таки я считаю что с визуальным изображением запоминать значительно проще. Причем не только детям но и взрослым. Давно уже не секрет, что большинство людей визуалы     

    Ответить
    • Надежда Орехова

      И не только визуалы :) Тактильная память – тоже очень сильная. Когда подержишь вещь в руках, запоминаешь ее гораздо быстрее и надольше, чем когда просто посмотришь на нее. Но лучше всего усваивается материал, когда все способы памяти задействованы. То есть, в нашем примере обучения грамоте – смотрите на картинку, держите буквы в руках, сами пишете и проговариваете при этом. 

      Наверное, поэтому сейчас так часто в каждом доме, где есть дети, магнитные разноцветные буквы украшают дверцу и стенки холодильников. :)

      Ой, что-то у меня сегодня все комментарии на тему холодильников. Больной вопрос: думаем, какую модель купить взамен сгоревшего. ;))  

      Ответить
      • Виктор

        Согласен с Вами Надежда! В комплексе запоминается конечно лучше. Не поспоришь.

        Да уж магнитики – это щас модно. В моем доме тоже весь холодильник утыкан самыми разными :) Только вот коту эти фигурки почему не понравились. Не знает уже как извернуться чтобы их скинуть с дверцы. Ушастый шалун :)
             

        Ответить
        • Надежда Орехова

          Может, у него тоже сильно развита тактильная память, и он просто хочет научиться читать? А его никто не учит :)

          Ответить
          • Виктор

            Он читает только этикетки на пакетиках китикетом :)

            Ответить
            • Надежда Орехова

              Значит, способный котик, и не зря скидывал магнитики. Должен же он знать, чем его кормят! Доверяй, но проверяй! :)

              Ответить
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *
Имя *
E-mail *
Сайт
Комментарий

@-}— =D =/ =-O ;)) ;) :^$ :P :-| :-X :-1) :-* :-! :) :( :$ 8) /:D/ -/m/- *BRAVO* (:-I %) #-)

Оставьте комментарий, получите подарок!
Спасибо за Ваш комментарий, получите в подарок интересную книгу!