Современная женщина в обществе, семье и Интернете
Подписаться на RSS
Вкусная халява

Обучение и воспитание ребенка: ваш умный ребенок

Обучение и воспитание ребенка: ваш умный ребенок

Всем привет!

Возвращаясь к теме «Умный ребенок», поговорим о том, как сделать так, чтобы обучение и воспитание ребенка не стало нудным и утомительным как для ребенка, так и для родителей, а превратилось в увлекательное занятие, почти ежедневный праздник. И начинать воспитывать умного ребенка нужно как можно раньше. Почему-то многие родители и бабушки-дедушки (а последние – особенно) считают, что до школы ребенка учить вообще ничему не надо, чтобы «не лишать ребенка детства, как пойдет в школу – там всему научат».

Это верно, научат. Только как? Не забывайте, что школа не зря называется «средняя», то есть, рассчитана на средние способности среднего ребенка, и знания там даются самые общие, «средние». А мы же не хотим, чтобы про нашего ребенка говорили «как все», «средний»? Ну, не лукавьте перед собой, ведь каждому из нас хочется, чтобы про нашего ребенка говорили «самый умный», «самый-самый»! А для этого надо начинать обучение и воспитание ребенка практически с рождения, ведь декретный отпуск дается не только для того, чтобы научить малыша есть самостоятельно кашу или одеваться. Этому, как раз, в садике учат неплохо. Между прочим, и ссылаться на опыт поколений тоже не стоит. Старшие поколения тоже рекомендовали учить и воспитывать ребенка с пеленок, «пока он укладывается поперек лавки, а не вдоль, когда уже поздно».

Не будем так категоричны. Учиться никогда не поздно, другое дело, что переучивать и перевоспитывать всегда трудней, чем начинать с чистого листа. Так что, давайте «заполнять» этот «чистый лист» теми знаниями, навыками и привычками, которые желаем видеть во взрослом своем ребенке. Но будем это делать бережно, аккуратно, не напрягая и не перегружая ребенка знаниями. И для этого приложим все возможные силы и средства, которых сегодня предостаточно для обучения и воспитания умного, всесторонне развитого ребенка, со здоровой психикой, жизнерадостным характером и жаждой познания.

Альтернативные способы обучения и воспитания умного ребенка.

И начнем, как и положено, со сказки. Ведь именно сказка – тот первый учебник жизни, в котором можно узнать, и как относиться к своим вещам, и что нужно слушаться родителей, и даже то, что остров – это часть суши, окруженная со всех сторон водой. А сколько других, необходимых ребенку знаний, таится в таких знакомых и незамысловатых с виду сказках!

Но, конечно, самой лучшей и самой интересной сказкой для малыша всегда остается сказка о нем самом. И не беда, что мама или папа считают себя плохими сказочниками – уверяю вас, малыш считает иначе! Ведь это сказка, рассказанная любимыми родителями, о нем самом, и тоже самом любимом! Пусть он еще не умеет читать, но уже умеет слушать и рассматривать картинки и фотографии, и даже показывать на них пальчиком! Вот вам и ненавязчивый урок по обучению и воспитанию ребенка: привитию любви к чтению и книжкам, развитию памяти.

Другой способ развивать способности ребенка – домашние праздники. Для этого не надо ждать подходящей даты (дня рождения, Нового Года и т.п.) – такие домашние представления можно сделать ежемесячными, еженедельными – да хоть ежедневными, главное – готовить их вместе с ребенком, и получать от них совместное удовольствие! Чем полезны такие представления-праздники? Ответ на этот вопрос я получила уже давно, когда мой сын (сегодня сам – папа) еще ходил в пятый класс. Школа-лицей, в которой он учился, нашла замечательный способ обучения детей в игре.

Каждый урок литературы или истории – это наскоро приготовленный самими детьми спектакль. Чтобы приготовить домашнее задание по этим предметам, недостаточно было прочитать в учебнике «от сих до сих» – нужно было подготовить мини-спектакль по заданной теме, с импровизированными костюмами, с репликами-ответами.

Каждый урок математики или обществознания – это игра: «Поле чудес», «Что, где, когда?», «Самый умный» и другие игры.

А теперь скажите: вы бы хотели учиться ТАК? И, какие, вы думаете, были в той школе у детей знания, если к каждому уроку они готовились основательно, как правило, вместе с родителями или вместе со своей группой-пятеркой, чтобы отрепетировать спектакль?

Помимо знаний, ребенку прививается при таком обучении и смелость публичных выступлений (увы, многие дети стесняются отвечать на обычных уроках, хотя дома отвечают назубок и прекрасно пишут контрольные работы). Когда на лице костюмная маска или грим, ученик отвечает уже не от имени себя, а от имени «героя» – а это уже совсем не страшно!

Дома тоже можно устраивать такие выступления. А в зрители приглашать сначала членов своей семьи, потом – родственников и других гостей – малышу будет очень приятно продемонстрировать, например, знание стихов или иностранных слов, или спеть песенку, или умение прыгать на одной ножке через скакалку. Только не забудьте – ребенок не должен быть единственным участником представления – иначе, это уже будет на домашний концерт, а домашний зоопарк, когда родители показывают чудеса дрессуры своего ребенка. Нет уж, вместе – так вместе! Если ребенок читает стишок – и Вы читайте такой же (или другой) стишок, понятный ребенку. Поет песенку – пойте вместе с ним. Учит иностранный язык – значит, изображайте вместе с ним сценку, например, посещения магазина иностранным туристом.

Раннее выявление способностей умного ребенка.

Кстати, давно замечено, что, чем младше ребенок, тем быстрее он осваивает иностранный язык. Ведь ему, по сути, все равно, узнавать значения слов или понятий на родном ему языке, или на другом, иностранном. Прямое подтверждение этому – семьи, в которых говорят сразу на двух языках. В таких семьях дети одинаково хорошо говорят на обоих языках. Сегодня существуют обучающие видеокурсы по изучению иностранных языков для детей разного возраста, например, вот этот . Заодно и сами научитесь :) Чтобы не покупать «кота в мешке», можно оценить этот обучающий видеокурс, скачав сначала бесплатный миникурс.

Вообще, сегодня существует множество обучающих видеокурсов для детей по самым разным видам обучения, хоть по изучению иностранных языков, хоть по обучению рисованию для самых маленьких. Например, в этом обучающем видеокурсе для самых маленьких видеоуроки ведутся с самых азов, а результат – просто поразительный! Оказывается, научить рисовать можно любого, так же, как читать или писать! А я всегда думала, что для этого особый талант художника нужен…

Умный и талантливый – но капризный и упрямый.

А вот про талант хочется поговорить отдельно. Еще и еще раз напоминаю, что талант – это не только способность к наукам общеобразовательным. Талант может проявляться и в технике, и в домоводстве, и в рисовании, и в резьбе по дереву – в любом деле! И нельзя сказать, что талант вышивания крестиком хуже, чем талант математика. Но, чтобы заметить талант математика, достаточно посмотреть, как лихо ребенок расправляется с примерами, а вот талант вышивальщицы вряд ли будет замечен в школе – разве, что на выставке работ детского творчества. Но, кто знает, будут ли работы будущего математика более знамениты, чем работы будущей вышивальщицы? А для того, чтобы талантливая вышивальщица стала лучшей в этом деле, нужно заметить и развивать эти способности как можно раньше, а не пытаться сделать из нее посредственного математика, потому что эти способности в детском возрасте «заметнее», и чуть ли не являются обязательными для каждого школьника.

И, уж если талант действительно есть, развивать его надо как можно бережнее, не форсируя события, не заставляя ребенка «через не могу» – иначе, легко «перегнуть палку», и любимое занятие может стать самым неприятным, причем, на всю жизнь.

Да, чуть не забыла! Психологи утверждают (и я с ними согласна на все 100 %, опять же, испытав на собственном опыте воспитания), что, чем умнее и талантливее ребенок, тем сложнее его характер, тем труднее ему найти взаимопонимание с ровесниками и взрослыми. Как раз в силу своей неординарности и более уязвимой психики. Известно – где в одном месте прибудет, в другом обязательно убудет. Так что помните об этом, когда ваш умный и талантливый ребенок будет казаться не в меру капризным и вредным по сравнению с добродушным, но слегка простоватым Васей из соседнего подъезда, и не старайтесь сломить его «вредность». Лучше попытайтесь так организовать режим дня своего умного ребенка, чтобы его воспитание не было его же наказанием, вечным как по времени, так и по степени насыщенности.

Конечно, в одной статье невозможно рассказать все тонкости обучения и воспитания умного ребенка – умные люди из поколений в поколения ищут алгоритм превращения «ребенка обычного» в умного и талантливого ребенка. Но, я думаю, секрет превращения один – воспитывать своего ребенка с любовью к нему, а не к своим амбициям. И, если вы задались целью воспитать умного ребенка, то обязательно найдете и все необходимые обучающие материалы, и время для их освоения.

С уважением Ваша Надежда
Вам ведь не трудно нажать на кнопочку, чтобы поделиться своим впечатлением о статье со своими друзьями в соц. сетях? Им это может быть интересно, а мне - приятно! :)
Хочешь быть в курсе обновлений блога?
Впиши свой E-mail и получай новые статьи на почту!
Или просто подпишитесь
15 комментариев: «Обучение и воспитание ребенка: ваш умный ребенок»
  1. Елена

    Читала статью, а в голове вертелись картинки воспитания детей из интеллигентных семей. Помните обязательные музыкальные школы?
    Я встречала много взрослых людей, которые с содроганием вспоминают баян или скрипку… Конечно же некоторые стали талантами, а многие из-за амбиций родителей потеряли детство.
    Сейчас в нашем городе кроме детского сада работает творческая студия для детей с младшего возраста. Там за пару недель определяют к чему более тяготеет ребенок: гимнастика или рисование, музыка или вышивание… Потом и занимаются соответственно с ним. Кроме того, там проводится дошкольная подготовка.
    Я радуюсь такой студии, ведь честно сказать у нас маленький городок и еще многие родители мало уделяют времени детям: работают сразу после рождения ребенка или трудятся на огородах. Сама прошла через такое.
    Материально положение еще сейчас тяготеет над многими и хорошо если есть кому помочь в воспитании детей (бабушки и дедушки). 
    А то, что маленькие дети ко многому способны, вы, Надежда, правы, как всегда. Многих детишек сегодня можно назвать индиго. Они развиты не по годам, схватывают все знания на лету. 
    Желаю всем молодым родителям уделять побольше свободного времени для детей, даже если его совершенно нет.

    Ответить
    • Надежда Орехова

      Елена – Точно! :) Я, например, закончила музыкальную школу по классу скрипки, хотя моего мнения, на какое отделение поступать, никто не спрашивал. Результат – после выпускного экзамена в муз.школе с облегчением сломала смычок об коленку, а скрипку с размаха швырнула в угол через всю комнату. Правда, смычок через 2 года пришлось покупать, а на скрипку знакомые ребята поставили звукосниматель, чтобы играть в ВИА в институте. Но любимым это занятие так никогда и не стало. А вот петь любила с самого раннего детства, и уже в 7 лет меня показывали “по телевизору” (в областной программе) – а поступала учиться не в муз.училище на вокальное отделение, а в технический ВУЗ – он ведь тогда был куда престижнее!
      Зато, начав учить сына и младшую дочку “как все”, в муз. школе, сама предложила им бросить, видя, как им это не нравится. А сейчас они поют в свое удовольствие, сын великолепно играет на гитаре, и оба достаточно много выступали, и не без успеха. А вот для старшей дочери музыка стала профессией.

      Ответить
  2. Елена

    ;) Ой, Наденька какая вы умная мама (я о предложении детям бросить музшколу). Может быть именно то, что вы не заставляли и не оттолкнуло их от музыки. Ведь дети всегда делают все наоборот родительским наставлениям. Это прошли все родители и я в том числе. Значит эту методику надо использовать в первую очередь. “Секретный прием” :-D

    Ответить
    • Надежда Орехова

      Лена – мы с Вами обе умницы :) Этот “секретный прием” давно известен у педагогов, называется – воспитание от противного. Только педагоги знают об этом приеме из методик, а ВЫ – из опыта! *BRAVO*

      Ответить
  3. Галина Грабовая

    Вопрос воспитания всегда стоял и стоит  впереди всего.Нас воспитывали родители, мы воспитывали своих детей, теперь  дети воспитывают своих детей, наших внуков.
    И  снова те же грабли…
    Я хочу чтобы мальчики были заняты, ходили в спортивную секцию-сын говорит Успеют.Вот пойдут в школу…
    Вот через месяц с кусочком первый класс.Мальчиков двое.Погодки.10 месяцев разница.Идут вместе.
    Но вот замечаю , что способности у них совсем разные…Обращаю внимание сына.Он отмахивается от меня.
    С волнением жду школу.Хочется, конечно, как Надя  пишет чтобы самый-самый…
    А вот как будет-не знаю.

     

    Ответить
  4. Ирина

    Вопрос,как мне кажется, звучит некорректно: как воспитать умного ребенка? Дети изначально умные и талантливые, о чем вы и пишите в статье. Как не угробить способности, данные ребенку природой. Как выявить и помочь их развить?
    Спасибо за статью. 

    Ответить
    • Надежда Орехова

      Ирина – здесь нет никакой некорректности. О том, что все дети без исключения умные и талантливые, но каждый в своей области, можно узнать, лишь прочитав статью. На самом же деле, далеко не все взрослые так считают, и пытаются “открыть” талант ребенка в той области, к которой у малыша вообще нет никакого интереса. Но воспитать умного ребенка хотят, действительно, все: и те, у кого эти дети уже есть, и те, кто только собирается родить такой талант. Спасибо за комментарий!

      Ответить
  5. Александр

    Очень хорошо раскрыты Вами подходы к воспитанию и обучению. Убедился на собственной практике, что чем раньше начинаешь обучать детей в дошкольном возрасте, тем легче им дается школа. Своих детей мы с женой научили читать и считать в самом раннем возрасте, они с отличием закончили школу, получили высшее образование и сейчас успешно работают.

    Ответить
    • Надежда Орехова

      Александр – Спасибо за Ваш комментарий, который подтверждает пользу раннего развития детей! Добро пожаловать на блог “НадежДные советы”

      Ответить
  6. Елена Семиделуха

    Статья впечатлила. Даже сидела несколько минут раздумывала. особенно меня зацепили последние абзацы. Ведь как мне трудно со своим “умным” старшим сыном. Как бы и вправду не давить сильно. Но его если “загрузить”, то успевает всё, а если как сейчас летом, не трогать, то гуляет напролёт. Ходили год на танцы. Стараюсь привить ощущение счастья в музыке и движениях под неё. Пока нравиться. но заставлять не буду – это точно. лёгкость в движениях он уже приобрёл.
    Да ещё. Никогда не заставляла, если не шло ему что то. Например в школу пошёл и всех букв алфавита не знал. Читать начал через полгода и лучше всех. Так что всему своё время и желание ребёнка.
    Хотя не исключаю того, что родители всегда должны позволить опробовать все направления . Не только предложить, но и сводить на соревнования, на выступления, на тренировку, дать посмотреть видео.
    А вот раннее развитие не всем под силу. Хотя бы был опыт близкого общения с родителями. 

    Ответить
    • Надежда Орехова

      Елена Семиделуха – кто лучше родителей поймет своего ребенка? Любым методикам нельзя поклоняться слепо, в воспитании нужно руководствоваться тем же принципом, что и в медицине: не навреди! А развитие ребенка – это не только раннее чтение и т.п. Пусть Ваш ребенок развивается по тем направлениям, которые ему интересны. И Вы правильно делаете, что даете ему этот выбор.

      Ирина – больная тема для многих родителей, а еще для более многих – детей. Они-то, бедные, в массе своей точно знают, что не хотят быть великими музыкантами, и муз. школа нужна им для усвоения основ музыкальной грамоты и общего музыкального развития. Ну, а разве всем поголовно детям нужна в школе астрономия или тригонометрия? Вот Вам в жизни пригодились законы Кеплера или вычисления из раздела комбинаторики? Мне – нет, разве что для того, чтобы пользоваться этими знаниями для преподавания математики, хотя по профессии я химик :)

      Ответить
  7. Ирина

    Да, тема очень актуальная. Для всех. Вернее, для всех, кто занимается своими детьми. Сейчас столько возможностей. Но, с другой стороны, надо быть мудрым, чтобы все выбрать. Ведь родители направляют своего ребенка. 
    Я вот  в музыкальной школе столько проработала. Насмотрелась всего. И внутри школы что делается, и как родители помогают детям. Так что опыт колоссальный. Не смогла смириться с тем, что хотят от детей – такие требования, как будто каждый будет профессиональным музыкантом. А вот об интересе детей мало кто думает… Так и ушла из школы. Надо всегда жить для детей. И видеть и развивать все, что им интересно. Мои дочки столько всего перепробовали, пока определись, что же на самом деле им нужно. Конечно, силы, конечно, время, но как же иначе?  

    Ответить
  8. Лена

    Спасибо вам за статью, Надежда ))))
    У меня в детстве была одна ситуация: когда я пошла в первый класс, моя мама решила было меня отдать, как всех… в муз. школу )))) На что папа меня спросил: “А ты сама-то куда хочешь?”. Я отвечаю: “Не знаю. Может в спортивную секцию???”. А отец в ответ: “А что. Это мысль!”. 
    Так и прозанималась я спортивной гимнастикой в свое удовольствие класса до второго-третьего школы (это были 90-е, спортзал, в котором мы занимались, просто перестали отапливать, секцию прикрыли). Даже грамоты почетные и призовые места на соревнованиях получала.
    Потом я уже никого ничего не спрашивала – пошла на кружок кройки и шитья… тоже в жизни пригодилось… да еще как )))

    Ответить
  9. Оля

    Прекрасная статья! Особенно заинтересовал метод – сказка про малыша. Очень большую роль у воспитании ребенка сыграет книга о нем самом. Спасибо, Наденька, за полезные советы! Желаю молодым родителям мудрости и терпения!

    Ответить
    • Надежда Орехова

      Оля, и мудрость, и терпение будут, если есть любовь и понимание в семье :)

      Ответить
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *
Имя *
E-mail *
Сайт
Комментарий

@-}— =D =/ =-O ;)) ;) :^$ :P :-| :-X :-1) :-* :-! :) :( :$ 8) /:D/ -/m/- *BRAVO* (:-I %) #-)

Оставьте комментарий, получите подарок!
Спасибо за Ваш комментарий, получите в подарок интересную книгу!